+7 (831) 423-41-31

Гибель каскадера на съемках фильма

На территории бывшего аэродрома Медынь в Медынском районе Калужской области снималась сцена фильма об одной из трагичных, и вместе с тем героических страниц Великой Отечественной войны. Во время съёмок трюкового кадра 33-летний каскадёр погиб под гусеницами макета танка Т-4.

Что именно стало причиной смерти мужчины? Имело ли место нарушение технологического процесса либо техники безопасности во время съёмок, и если да, то кто их допустил? Есть ли между этими нарушениями и произошедшим несчастным случаем прямая причинно-следственная связь? Для объективного ответа на эти вопросы следствие назначило технологическую судебную экспертизу, и материалы уголовного дела поступили в ЧНСЭУ «Приволжский центр независимых экспертиз и специальных исследований».

***

Эксперт изучил материалы уголовного дела, просмотрел видеозаписи съёмок сцены, во время которых произошла трагедия. Он провёл сравнительный анализ между выявленными нарушениями правил охраны труда, техники безопасности, технологической дисциплины на съёмках и требованиями законодательства, нормативных, организационно-технологических и распорядительных документов. Были изучены полномочия и обязанности участников съёмочной группы, а также процесс выполнения трюковых сцен. 

В соответствии с планом-экспликацией, который разработал постановщик трюков для съёмки кадра «Буксировка подбитого немецкого танка», макет танка должен был двигаться строго по прямой линии по мосту длиной около 15 м со скоростью, не превышающей скорость пешехода. При этом на броне «танка» находятся четверо каскадёров, переодетых в немецкую военную форму. В определённой точке исполнители, по двое справа и слева, спрыгивают строго в стороны, после чего танк останавливается.

Дальнейшие действия перед «танком» каскадёры могли начать, лишь убедившись в его остановке. Если же макет танка продолжает движение, представляющее опасность, исполнители обязаны покинуть точку съёмки. «Если что-то пойдёт не так, то нужно встать и уйти – не рисковать», - предупреждал своих каскадёров постановщик трюков. Именно он проводил подробный инструктаж всего каскадёрского состава этого кадра, объяснил суть трюка, указал каждому конкретное место падения (их «убивают» по сценарию), объяснил меры безопасности. План-экспликацию кадра каждому из четверых выдали на руки.

Снимали несколько дублей. В первый день съёмок кадра  каскадёр, впоследствии пострадавший, иногда падал «неправильно», то есть на траектории движения гусениц «танка», хоть и на безопасном расстоянии. С замечаниями линейного продюсера соглашался, обещал исправиться. Однако на следующий день, когда доснимали укрупнение деталей в кадре, каскадёр повторил свою ошибку, но в худшем варианте – упал слишком близко к «танку», который по трагическому стечению обстоятельств не успел остановиться.

Место, где «танк» должен остановиться, водителю техники не показывали, так как смотровая щель была закрыта из-за пиротехнических спецэффектов (имитации взрыва) на передней части макета. Остановиться «танк» должен был по команде «стоп», полученной по рации от администратора по игровому транспорту. Рации были в исправном состоянии.

Однако во второй день съёмок кадра не было чёткой координации действий водителя «танка» с командами администратора. По показаниям свидетелей, перед началом съёмок третьего дубля команду «Назад» пришлось подавать несколько раз. Также и с командой «Вперёд», для выполнения которой пришлось даже постучать по броне танка. При этом администратор по игровому транспорту не стал выяснять, почему водитель не выполняет команды. Кроме того, согласно плану-экспликации, танк должен немедленно остановиться по команде администратора после того, как каскадёры спрыгнут с него. Материалы видеосъёмки свидетельствуют, что этого не произошло, танк продолжал движение вплоть до наезда на мужчину.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть каскадёра наступила от сочетания тупой травмы тела (сдавления тела между поверхностями) с развитием травматического шока.

Эксперт Приволжского центр независимых экспертиз и специальных исследований пришёл к выводу, что основной причиной смертельного несчастного случая стало нарушение самим каскадёром обязательных требований безопасности при выполнении трюковых сцен. Все эти требования были предусмотрены как в плане-экспликации на съёмку трюковых кадров конкретной сцены, так и в плане-схеме кадра.

Нарушения каскадёр допустил следующие:

  • спрыгнул с танка и двигался впереди него по ходу движения, в то время как спрыгнуть следовало только в сторону,  параллельно движению танка;
  • начал работу перед макетом танка на расстоянии менее 1 метра, хотя каскадёры должны находиться от танка не ближе, чем за 10 метров;
  • упал от макета танка на расстоянии менее 1 метра (см.выше);
  • упал по ходу движения гусениц макета танка, что строго запрещено;
  • лежал спиной к движущемуся макету танка, что также запрещено, так как исключает возможность визуального контроля за указанным макетом.

Эти факты подтверждаются заключением известного каскадёра, постановщика трюков, президента Гильдии каскадёров России Союза кинематографистов РФ Иншакова А.И., видеоматериалами съёмок кадра, протоколами допросов участников съёмок.

Типовой договор, который заключается между постановщиком трюков и исполнителями (каскадёрами), выполнение требований техники безопасности при производстве съёмок возлагается на исполнителей трюков.

Таким образом, при производстве съёмок, во время которых произошёл несчастный случай, каскадёр допустил нарушения техники безопасности - нарушил обязательные требования безопасного выполнения трюковых сцен, предусмотренных в плане-экспликации кадра «Буксировка подбитого немецкого танка». По мнению эксперта, между этими фактами и произошедшим несчастным случаем просматривается прямая причинная связь.

В то же время администратор игровой техники, в чьи обязанности входило обеспечить остановку макета танка в установленной точке в установленное время, не обеспечил координацию действий водителя и команд, подаваемых ему по рации, допустив движение макета танка дальше точки остановки. Эксперт не усмотрел в этих действиях (бездействии) прямой связи с возникновением смертельного несчастного случая, ведь если бы каскадёр соблюдал правила безопасного выполнения трюковых сцен кадра, то даже движение «танка» дальше установленной точки не создало бы угрозы его жизни и здоровью.

  • Главная
  • Экспертиза и оценка
  • Экспертная практика
  • Юридические услуги
  • Об экспертном учреждении
  • Контакты
  • +7 (831) 423-41-31

    office@sud-expert.su