+7 (831) 423-41-31

Авиационно-техническая экспертиза

ЧНСЭУ «Приволжский центр независимых экспертиз и специальных исследований» имеет в своём штате группу экспертов-специалистов по вопросам безопасности движения и эксплуатации воздушных судов. Эксперты обладают специальными знаниями в вопросах всех видов авиации.


Основные задачи, решаемые авиационно-технической экспертизой:

  • Установление причин авиационного происшествия (серьёзных инцидентов), характера разрушения (повреждений) воздушного судна (ВС);
  • Установление правильности соблюдения технологии эксплуатации и обслуживания ВС (выявление фактов ненадлежащей эксплуатации ВС, подготовки пилота, выявление причинно-следственных связей несоблюдения технологии эксплуатации и обслуживания, организации и выполнения полета и наступившими последствиями);
  • Выявление ресурсных данных ВС, выявление фактов незаконной доработки и изменения конструкции ВС;
  • Установление фактов нарушений надлежащих условий отдыха экипажа ВС, подготовки и допуска к полётам авиационного персонала;
  • Оценка ответственности авиационного персонала и руководящего состава, оценка исправности ВС, оценка документов, разрабатываемых в авиакомпаниях и аэродромах, оценка действий экипажа в усложнённой и аварийной обстановке, в работе с оборудованием кабины;
  • Разъяснение нормативно-правовых актов, которыми руководствуются при различных полётах и авиационных работах.

Причины, механизм, обстоятельства происшествия.

    Примерный перечень вопросов:

  1. Какова причина авиационного происшествия с воздушным судном, произошедшего дд.мм.гггг?
  2. Было ли технически исправно и подготовлено к полету дд.мм.гггг воздушное судно в соответствии с требованиями нормативных документов регламентирующих вопросы эксплуатации и обслуживания данного воздушного судна? Если нет, то в чем выражались неисправности и как они повлияли на выполнение полета и произошедшее авиационное происшествия?
  3. Соблюдена ли технология эксплуатации и обслуживания воздушного судна, а также организации и выполнения полета? Если нет, то кем именно и в чем это выражалось?
  4. В обязанности каких лиц, входило соблюдение технологии эксплуатации и обслуживания воздушного судна, а также организации и выполнения полета, правил и требований?
  5. Соответствовала ли фактическая погода прогнозу? 
  6. Были ли достаточно подготовлены члены экипажа к выполнению данного полета и достаточна ли их квалификация для выполнения полетов на данном типе воздушных судов в целом, в данной конкретной географической местности и в сложившихся метеорологических условиях? Если нет, то в чем это выражается, как это повлияло на произошедшее авиационное происшествие?
  7. Имеется ли прямая причинно-следственная связь между авиационным происшествием и несоблюдением технологии эксплуатации и обслуживания, организации и выполнения полета на указанном воздушном судне, а также правил безопасности и иных требований нормативных документов? Если да, то кем и каких именно?

Расследовании авиационных происшествий со сверхлегкой авиацией.

  1. К какому типу воздушных летательных аппаратов относится воздушное судно, которым управлял ФИО?
  2. Подлежит ли регистрации в государственных органах воздушное судно которым дд.мм.гггг управлял ФИО?
  3. Необходимо ли иметь удостоверение пилота для управления воздушным судном, которым дд.мм.гггг управлял ФИО?
  4. Необходимо ли подавать заявку в ОРВД на использование воздушного пространства при осуществлении полетов на воздушном судне?
  5. Какова непосредственная причина авиационного происшествия?
  6. Соблюдена ли технология организации, обеспечения безопасности и выполнения полетов? Если нет, то кем именно и в чем это выражалось, оказало ли это влияние на исход полета?
  7. Был ли КВС подготовлен к полету дд.мм.гггг и мог ли он самостоятельно обслужить воздушное судно?
  8. Имеется ли прямая причинно-следственная связь между несоблюдением технологии организации, обеспечение безопасности выполнения полетов и наступившими последствиями? Если да, то в чьи обязанности входило соблюдение вышеуказанной технологии?
  9. Отвечали ли требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей оказание услуг по перевозке пассажиров на воздушном судне под управлением КВС ФИО?

Состояние технических средств и техники безопасности. 

    Примерный перечень вопросов:

  1. Находился ли самолет в технически исправном состоянии и если нет, в чем заключается неисправность? Этот вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом и его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и др.)
  2. Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно?
  3. Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему?
  4. Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета?
  5. Были ли исправны приборы самолета перед происшествием?
  6. Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие?
  7. Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)?
  8. Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов?
  9. Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов?
  10. Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких-то условиях?
  11. Какая часть механизма отказала в полете и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент?
  12. Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным и если нет, в чем состоят недостатки?
  13. Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка?

Обстоятельства, предшествовавшие происшествию; оценка действий и должные действия работников; возможность предотвращения происшествия.

    Примерный перечень вопросов:

  1. Работали ли двигатели самолета перед происшествием в заданных режимах и если нет, то почему?
  2. Правильно ли выполнялись определенные технические действия (взлет, посадка, определение места нахождения самолета, изменение курса и т. 
  3. Соответствовали ли такие-то действия правилам безопасности полетов и если нет, каким правилам не соответствовали и в чем несоответствие выражалось?
  4. Нарушены ли в данном случае правила безопасности полетов, если да, то какие и какое значение это имело для расследуемого происшествия?
  5. Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета?
  6. Правильно ли проводилась подготовка к полету?
  7. Правильно ли было организовано метеообеспечение полета?
  8. Своевременно ли было передано штормовое предупреждение экипажу воздушного судна (или работникам управления воздушным движением)?
  9. Какие были приняты экипажем самолета меры по предотвращению происшествия, судя по положению соответствующих механизмов (рычагов управления, переключения зажигания и др.)?
  10. Достаточными ли были меры, принятые для предотвращения происшествия?
  11. На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности полетов? 
  12. Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, если нет, то какие действия не были выполнены?
  13. Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения происшествий на воздушном транспорте?

«Приволжский центр независимых экспертиз и специальных исследований» может предоставить методическую помощь в проведении расследования авиационной тематики.

Практика решения вопросов авиационно-технической экспертизы:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровск

  • Главная
  • Экспертиза и оценка
  • Экспертная практика
  • Юридические услуги
  • Об экспертном учреждении
  • Контакты
  • +7 (831) 423-41-31

    office@sud-expert.su